Что поменялось в новой модификации
подвесного лодочного мотора Нептун-25 Э
Во-первых, увеличился рабочий объем до 408 куб. см. за счет применения новых поршней диаметром 67 мм. Поршни поставляются ковровским заводом им. В.А. Дегтярева. Это предприятие обладает современным оборудованием, позволяющим выпускать большие партии практически одинаковых по размерам и весу поршней высокой надежности. По результатам стендовых испытаний, мощность ЛМ "Нептун - 25Э" составляет от 24.5 до 25.5 л.с. и более. Увеличение рабочего объема привело к ощутимому росту крутящего момента, что положительно сказалось на разгонной динамике.
Карбюратор поставляет Санкт-Петербургский карбюраторный завод "Пекар" и имеет маркировку "К65А" (для "Нептун - 23" и "Нептун - 23Э" - "К65 Л"). Сегодня, правда, ведутся работы по усовершенствованию этого карбюратора, и, вероятно, в ближайшее время на моторы будет устанавливаться другая модель или модификация. Двигатели оборудуются электронной системой зажигания "МБ - 23", которая унифицирована по крепежам с обычным контактным зажиганием "МБ-1". Это позволяет в случае необходимости заменить одну систему зажигания на другую без каких-либо переделок. Системы зажигания, которыми завод комплектует моторы зарекомендовали себя как надежные и неприхотливые.
В ближайшее время в продаже должны появиться моторы с дополнительным подшипником ступицы гребного вала. В новой версии предполагается установка дополнительного подшипника большего диаметра, который должен увеличить площадь соприкосновения с валом.
"Нептун - 25Э" решили сделать полностью черным. Возможно "автомобильный" глянец заменят на матовую краску. Но применение дорогих лакокрасочных материалов может увеличить стоимость мотора, так как придется менять технологию покраски в целом. Также в настоящее время ведутся работы по усовершенствованию колпака (капота), в том числе и по подбору нового материала для его изготовления.
Итак, новый "Нептун 25Э" получился удачным. Благодаря модернизации он вполне может конкурировать с импортными лодочными моторами. Относительно низкая стоимость мотора, малый расход топлива, а также возможность эксплуатации на низкооктановом бензине и нетребовательность к качеству масел дает ему серьезные козыри. Как показали гонки на приз "КиЯ", в которых принимала участие надувная лодка "Корсар" с новым "Нептуном - 25Э", он не уступает по скоростным и мощностным показателям импортным. Новый "Нептун", разумеется не без участия пилота Юрия Жуковского, завоевал 2-е место в 15-минутной гонке, а в спринте легко обошел пластиковую лодку с 25-сильной Yamaha.
Геометрические параметры
- Число цилиндров – два;
- Рабочий объем – 408 см3;
- Диаметр цилиндра – 67 мм;
- Ход поршня – 58 мм;
- Степень сжатия – 9,5.
Скоростные характеристики
- Наименьшая устойчивая частота вращения коленвала n=1000…1300 мин-1;
- Максимальная эффективная мощность после 40 ч. приработки при частоте вращения коленвала n=5000…5600 мин-1 – Ne=25 (+/-1,25) л.с. Верхнее отклонение мощности не регламентируется;
- Максимальный крутящий момент при частоте вращения коленвала n=3200…3600 мин-1 – Мк=3,8 (+/-0.2) кгс м;
- Часовой расход топлива при максимальной мощности – G=9,2 (+/-1.5) кг/ч;
- Удельный расход топлива в диапазоне от 70 до 100% максимальной мощности – ge большем, либо равным 390 г/(лс ч).
Испытания ЛМ Нептун 25 Э
В IV квартале 2004 года была изготовлена установочная партия ЛМ Нептун 25 Э в количестве 600 шт. На 8 серийных моторах после 15 часов обкатки были замерены скоростные внешние характеристики, согласно которым в диапазоне частот вращения коленвала двигателя n=5000…5400 мин-1 средняя максимальная эффективная мощность составляла Ne=26,25 л.с., среднечасовой расход Gt=8,8 кг/ч, средний удельный расход ge=336г/(лс ч).
Проводились сравнительные натурные испытания ЛМ Нептун 25 Э и Нептун 23 Э в составе мотолодки Воронеж-М, рассчитанный на ЛМ мощностью 40…50 л.с., с разным количеством пассажиров (от 1 до 4 человек).
Испытания показали, что мотолодка с ЛМ Нептун 25 Э со штатным (синим, шаг=300 мм) винтом выходит на глиссирование с предельным количеством пассажиров и частота вращения коленвала достигает 4400 мин-1, в то время как с ЛМ Нептун 23 Э при той же нагрузке мотолодка на глиссирование не выходит, а частота вращения коленвала составляет всего 3400 мин-1.