-
Главная
- →
-
Скутеры: исторический экскурс и классификация
Скутеры: исторический экскурс и классификация
«Четыре колеса везут тело, а два - душу»
Мото Поэт
Кадр из фильма «Римские Каникулы». Джо и Анна на скутере Веспа |
История
скутеров начинается в конце 40-х годов, когда у итальянского предпринимателя Фердинандо Инноченти возникла идея разработать новое двухколесное транспортное средство, близкое по комфортабельности к автомобилю, но при этом сохраняющее достоинства
мотоцикла. Так родился скутер (или, как его раньше называли -
мотороллер). Необычность, комфортность и функциональность за очень умеренные деньги быстро сделали мотороллеры популярным средством передвижения в Италии. Став практически национальным символом, мотороллер появился в фильмах «Римские каникулы» и «Сладкая жизнь» и фактически получил культовый статус. В дальнейшем его закрепили субкультуры модов и скинхедов, гонявших по английским улочкам на
«Ламбреттах» и
«Веспах».
Огромную популярность скутеры получили в Азии - Индии, Китае, Таиланде, Вьетнаме. Там они начали производиться в 60-х по итальянской лицензии. В густонаселенных и бедных городах они были наилучшей альтернативой велосипеду.
Сейчас на мировом рынке широко представлены европейские и азиатские скутеры. Европейская (преимущественно итальянская) конструкторская школа ориентирована на верхний сегмент рынка - это, как правило, либо классические ретро-модели, либо весьма оригинальные конструкции, по характеристикам зачастую не уступающие
спортивным мотоциклам. Азиатская (китайская и японская) техника более утилитарна, и отличается неприхотливостью и экономичностью. Стоит отметить, что Китай все увереннее завоевывает позиции на рынке, разрабатывая и выпуская новые модели все более высокого качества и характеристик. Итак, рассмотрим основные классы скутеров, доступных на Российском рынке.
Скутеры с двигателем до 50 куб.см.
Пожалуй, один из самых распространенных в России. Малый вес (70-80 кг), экономичность, низкая цена (примерно от 900-1000$), а самое главное - не нужно регистрировать в ГИБДД. Широко представлены китайскими компаниями (
Nexus F35,
Viper,
Stels Tactic 50), японскими, и в меньшей степени итальянскими компаниями (
Vespa S50,
Gilera Runner SP50). Преобладает яркий, футуристический дизайн, но встречаются и классические модели (не только итальянцы, но и китайские и японские стилизации и копии). Есть в этом классе приспортивленные модели, есть «эндуро», правда для бездорожья скутеры все-таки не подходят - маленькие колеса (хотя иногда встречаются 16 дюймовки), короткий ход подвески, маленький клиренс. На них иногда устанавливается передний дисковый тормоз, однако при их массе и скорости, редко превышающей 70-80 км/ч, острой необходимости в нем нет.
Двигатели применяются как четырехтактные, так и двухтактные, последние отличаются большей мощностью, однако не соответствуют современным экологическим требованиям.
Слабые места мотороллеров этого класса - низкий моторесурс, малая грузоподъемность.
Промежуточных по кубатуре (от 50 до 125 куб см) скутеров в продаже не так много как 50-ти кубовых, однако производятся наборы для тюнинга, которые могут несколько повысить рабочий объем. Это может значительно увеличить мощность, при этом факт переделки (и соответственно необходимости регистрации) доказать довольно затруднительно.
Скутеры с двигателем 125-250 куб.см.
В этом классе наиболее широко представлены японцы (
Yamaha Cygnus RS 125) и итальянцы
(
Vespa LX 125, Vespa LX 150, Vespa GTV 250ie) однако и китайских моделей довольно много. Они лишены достоинств малокубатурных моделей (необязательность регистрации и малый вес), однако быстроходны и способны уверенно перевозить двух седоков. Мощность больше в 3-4 раза, чем у предыдущего класса, поэтому по скорости и динамике они не уступают малокубатурным мотоциклам. Двигатели в подавляющем большинстве четырехтактные одноцилиндровые, с автоматической коробкой передач.
В этом классе встречаются экзотичные трехколесные скутеры (
Piaggio MP3), и
модели с большими, 14-16 дюймовыми колесами - так называемые скутеретты. Часто используются дисковые тормоза, причем не только на переднее, но и на заднее колесо. С учетом того, что вес таких моделей может достигать и 200 кг, а скорость - более 100 км/ч эффективная система торможения на них далеко не блажь.
Стоит отметить, что из-за большего веса и мощности в управлении этот класс несколько тяжелее, поэтому новичкам с него лучше не начинать.
Максискутеры
Это тяжелые, мощные скутеры с двигателями объемом до 800 куб. см. туристической или спортивной направленности. В этом классе лидеры - итальянцы и японцы.
Максискутеры обычно отличаются современным футуристическим дизайном, часто используется нестандартная трехколесная конструкция с довольно сложной передней подвеской автомобильного типа (
Piaggio MP3 400,
Gilera Fuoco 500). Такая компоновка увеличивает устойчивость при маневрировании на малых скоростях, что актуально, поскольку масса таких машин от 180 и более килограмм. Однако есть и классические ретро-модели - например,
Piaggio Beverly 500 или
Vespa GTS Super 300ie. Двигатели - одноцилиндровые, четырехтактные, обычно имеют жидкостное охлаждение и электронный впрыск.
В этом классе много круизеров - скутеров с широкими сиденьями и комфортабельностью не уступающим кабриолетам. Для города эти машины, пожалуй, не очень подходят - большие габариты снижают маневренность, да и мощность двигателя для пробок, пожалуй, избыточна. А вот для длительных путешествий по шоссе - это оптимальный вариант.
Подводя итог, следует отметить, что в первых двух классах разброс цен очень велик. Если вы ищете просто недорогое «лекарство от пробок», вы вполне можете быть удовлетворены китайским аппаратом, неприхотливым в обслуживании. Если для вас мотороллер - это больше чем транспорт, в зависимости от бюджета, вы можете выбрать, либо культовую итальянскую машину, либо ее более доступную китайскую или японскую реплику.
У нас в магазине Вы можете купить:
Скутеры, мотороллеры и мопеды
Мотоциклы